читать дальшеАвтор этой книги известна как Ирен Немировски - французская журналистка, написавшая десятки блестящих эссе и погибшая в годы войны в газовой камере Освенцима. Тем не менее, «Французскую сюиту», создала не она. Её автор - Ирина Немировская, прожившая всё детство в Киеве, юность – в Москве, а после 1917 года бежавшая вместе с семьёй из разорённой России в благополучную Францию. И хотя Немировская писала свой роман по-французски и для французов, это история, рассказанная чужаком о другой, не своей стране.
В 1920 г.г. романами Немировской «Давид Гольдер» и «Бал» зачитывалась вся Европа. В отличие от них, «Французская сюита» чудом нашла своего читателя. Книга, которая создавалась во время войны, так и не была издана. После гибели Немировской её малолетние дочери, прячась по соседским погребам и чердакам, сумели сохранить рукопись. Издать недописанный роман они решились только в 2003 году.
Из пяти задуманных частей «Сюиты» Немировская успела закончить только три. Это документальная хроника, героями которой являются несколько французских семей, по-разному переживающих начало войны. Избалованный писатель и его взбалмошная любовница, скромный банковский служащий, бедняки из парижского предместья - герои переходят из рассказа в рассказ, случайно встречаясь и расставаясь, укрываясь от бомбёжек и спасаясь бегством из осажденного города. Совершенно чужие друг другу, они оказываются одинаково беспомощными перед ужасами войны. На смену недоумению и недовольству приходит паника, переходящая в животный ужас. Немировская не жалеет красок, рассказывая о вокзальных давках и бесконечных людских потоках, спешно покидающих Париж. Она не стесняется писать о страхе и эгоизме, заставляющем людей ради собственной безопасности идти на предательство, грабёж и убийство. С равнодушием врача она ставит диагноз растоптанной Франции: война проиграна.
В книге Немировской, как в жизни, нет ни положительных, ни отрицательных героев. Нет в ней и вымысла. Наблюдая войну каждый день из окна собственного дома, она пишет о ней с таким знанием дела, как по ту сторону границы писал о своей проигранной войне Ремарк. Но если у Ремарка было время осмыслить события 1914- 1918гг, то Немировская в 1940 г. фактически вела репортажи с места событий. От её цепкого взгляда не ускользает ни одна деталь. Здесь есть сражения, нелепые и трагические, есть патриотизм, выродившийся в романтический пыл пятнадцатилетнего мальчишки, есть любовь - увлечение скучающей француженки немецким офицером, на удивление галантным итак не похожим на врага. Однако больше всего в «Сюите» равнодушия граждан к судьбе своей страны и страха за собственное благополучие. И с тем, и с другим Немировской пришлось столкнуться самой. Из её писем и дневниковых записей, которые также вошли в книгу, складывается четвёртая часть «Французской сюиты». Бесконечные запреты и унижения, невозможность работать (чтобы писать, приходилось уезжать из города) – всё это было не похоже на тот триумф, который сопровождал Немировскую в 1920гг, когда перед ней с лёгкостью раскрывались двери всех французских салонов. В тридцатые годы её эссе и рассказы изредка выходили в частных еврейских изданиях, пока их не закрыли.
В июле 1942 года Ирина Немировская была арестована французской полицией и отправлена сначала в г. Петивье, а затем в Освенцим. Через несколько месяцев за ней последовал её муж. Страна, в которой она в своё время искала убежища, не смогла её спасти. Немировская осталась своей только среди изгоев.

В 1920 г.г. романами Немировской «Давид Гольдер» и «Бал» зачитывалась вся Европа. В отличие от них, «Французская сюита» чудом нашла своего читателя. Книга, которая создавалась во время войны, так и не была издана. После гибели Немировской её малолетние дочери, прячась по соседским погребам и чердакам, сумели сохранить рукопись. Издать недописанный роман они решились только в 2003 году.
Из пяти задуманных частей «Сюиты» Немировская успела закончить только три. Это документальная хроника, героями которой являются несколько французских семей, по-разному переживающих начало войны. Избалованный писатель и его взбалмошная любовница, скромный банковский служащий, бедняки из парижского предместья - герои переходят из рассказа в рассказ, случайно встречаясь и расставаясь, укрываясь от бомбёжек и спасаясь бегством из осажденного города. Совершенно чужие друг другу, они оказываются одинаково беспомощными перед ужасами войны. На смену недоумению и недовольству приходит паника, переходящая в животный ужас. Немировская не жалеет красок, рассказывая о вокзальных давках и бесконечных людских потоках, спешно покидающих Париж. Она не стесняется писать о страхе и эгоизме, заставляющем людей ради собственной безопасности идти на предательство, грабёж и убийство. С равнодушием врача она ставит диагноз растоптанной Франции: война проиграна.
В книге Немировской, как в жизни, нет ни положительных, ни отрицательных героев. Нет в ней и вымысла. Наблюдая войну каждый день из окна собственного дома, она пишет о ней с таким знанием дела, как по ту сторону границы писал о своей проигранной войне Ремарк. Но если у Ремарка было время осмыслить события 1914- 1918гг, то Немировская в 1940 г. фактически вела репортажи с места событий. От её цепкого взгляда не ускользает ни одна деталь. Здесь есть сражения, нелепые и трагические, есть патриотизм, выродившийся в романтический пыл пятнадцатилетнего мальчишки, есть любовь - увлечение скучающей француженки немецким офицером, на удивление галантным итак не похожим на врага. Однако больше всего в «Сюите» равнодушия граждан к судьбе своей страны и страха за собственное благополучие. И с тем, и с другим Немировской пришлось столкнуться самой. Из её писем и дневниковых записей, которые также вошли в книгу, складывается четвёртая часть «Французской сюиты». Бесконечные запреты и унижения, невозможность работать (чтобы писать, приходилось уезжать из города) – всё это было не похоже на тот триумф, который сопровождал Немировскую в 1920гг, когда перед ней с лёгкостью раскрывались двери всех французских салонов. В тридцатые годы её эссе и рассказы изредка выходили в частных еврейских изданиях, пока их не закрыли.
В июле 1942 года Ирина Немировская была арестована французской полицией и отправлена сначала в г. Петивье, а затем в Освенцим. Через несколько месяцев за ней последовал её муж. Страна, в которой она в своё время искала убежища, не смогла её спасти. Немировская осталась своей только среди изгоев.
